Журнал "Социальные исследования"

О ЖУРНАЛЕ АРХИВ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования».

 

 

К

 

"Качественное исследование" - понятие, которое можно трактовать как профессиональное арго, так как на самом деле речь идет лишь об использовании методов сбора информации, обеспечивающих «качественный» (атрибутивный, «номинальный») уровень измерения. При этом зачастую подразумевается использование не репрезентативной выборки. В полноформатном социологическом исследовании это первый этап сбора эмпирической информации, на основе чего создается инструментарий массового опроса. Само исследование не может подразделяться на «качественное» или «количественное», т.к. собственно исследовательской специфике у них нет – объект и предмет исследования, методы сбора информации у них общие. Судя по всему выражения «качественное, количественное исследования» пришло в академические круги из маркетинга, где они было придуманы для более эффективной продажи такого рода работ как самостоятельных, отдельных продуктов. Активное приятие этого понятия в академической социологии было, вероятно, обусловлено теоретическим кризисом в социологии, попыткой компенсировать это экстенсивным ростом. [см.: Батыгин Г. С., Девятко И. Ф. Миф о “качественной социологии” // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.] 

Кейс-стади (англ. case study): 1. В социальных исследованиях: а) изучение нерепрезентативного фрагмента реальности; б) апробация метода измерения, концепта исследования. 2. Метод обучения, основанный на рассмотрении, анализе частного случая, конкретного примера.

Конечный объект измерения (в отличие от первичного) – в отдельном социологическом исследовании это специфическая группа – выборка или генеральная совокупность.

Конфликт – ситуация, в которой поведение двух и более субъектов (индивидов или групп) ориентировано на перераспределение имеющихся или предполагаемых ресурсов, при этом представления сторон конфликта о том, как будут перераспределены ресурсы, противоречат друг другу.

Корпоративная культура – совокупность доминирующих формальных и неформальных норм, регулирующих поведение членов трудовой организации. К ним относятся нормы, регулирующие системы управления корпорацией, стимулирования труда, трудовое и личное поведение, технологический уровень, условия и организацию труда, корпоративные и публичные коммуникации. Указанные нормы складываются как стихийно, так и в результате их формирования через системы управления организацией. С точки зрения целей организации сложившаяся корпоративная культура может быть эффективной и не эффективной.

Корпоративное волонтерство, добровольчество - см. Волонтерство, добровольчество корпоративное

Креативное общество – концепт, согласно которому ведущим фактором в социально-экономическом развитии современного общества становится «креативный класс, создающий новые формы». К этому «творческому классу» относят представителей умственного труда, проявляющих творческий подход в своей работе. На самом деле развитие обществ всегда происходило за счет творческих личностей, создающих новое. По сути, концепт креативного общества отражает: 1. факт изменения структуры производства и занятости – снижение доли и роли физического труда и увеличение доли и роли умственного труда; б) процесс урбанизации. Предполагается, что «творческий класс», как специфическая группа, имеет свои специфические особенности поведения, нуждается в особой организации социальной, городской среды и места работы.

Культура (анг. culture): 1. В самом широком смысле – всё, что создано людьми (включая нормативы поведения) и в той или иной форме может передаваться другим людям. 2. Уровень развития общества, синоним слова «цивилизованность». 3. Уровень профессионального, образовательного, морального развития отдельного индивида. 4. Нормативы поведения определенной группы, в т.ч. организации. 

Культура корпоративная – обычно это понятие относят к трудовым организациям, см.: Корпоративная культура.

Культура организации - совокупность доминирующих формальных и неформальных норм, регулирующих поведение членов организации, группы.

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru