Журнал "Социальные исследования"

О ЖУРНАЛЕ АРХИВ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования».

 

 

М

 

Маркетинг - это основанная на изучении рынка система ценового, товарного и информационного воздействия на него, с целью увеличения эффективности деятельности фирмы. Маркетинг, в части исследования потребителей, является разделом социологии.

Маркетинг политический - это основанная на изучении избирателей система «личностного» («создание» и выдвижение кандидатов), «программного» (разработка программных, идеологических и др. документов) и информационного (реклама, паблик рилейшнз) воздействия на избирателей с целью получения, удержания и усиления власти. 

Маркетинг политического лидера - это основанная на изучении избирателей система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, с целью получения максимального числа голосов для данного лидера 

Маркетинг товара - это основанная на изучении рынка система ценового и информационного воздействия на него, направленная на увеличение сбыта данного товара. 

Марксизм – концепция общественного устройства, согласно которой властные и материальные ресурсы должны распределяться как можно более равномерно между всеми членами общества. Наиболее полно марксистский концепт реализован в западных, демократических странах.

Марочное имя - читаемая часть товарной марки, название, фонема.

Марочный знак - нечитаемая часть товарной марки, графема, рисунок.

Мат, матерщина, матерная брань: форма инвективного, бранного поведения – экспрессивных вербальных коммуникаций, отражающих иерархический (доминантный, агрессивный) или консолидирующий типы поведения. В случае иерархического, агрессивного поведения мат имеет целью поднять статус матерящегося и понизить статус того, в адрес которого матерятся (путем унижения, запугивания и т.д.). Кроме того, инвективное поведение, как и агрессивное поведение вообще, может уменьшать психологическое напряжение, обеспечивать психологическое облегчение (катарсис). В случае консолидирующего поведения, мат используется для социально-групповой идентификации общающихся, их консолидации, формирования доверительных отношений.
Слово «мат» приобрело значение «матерная брань» в первой половине 20-го века, как сокращение популярных выражений типа «послал по матери». К матерным относятся четыре слова (и их производные), которые обозначают: мужской половой орган (х); женский половой орган (п); половой акт (е); лицо, повышенная половая активность которого выходит за рамки приличий (б). Мат относится к табуированной лексике, которая отражает табуированность половой сферы. Табуированность мата, как и всякая табуированность, является формой репрессий, направленных на сохранение нормативов поведения, существующих в том или ином обществе.

Матриархат (от греч. mater – мать, arche - власть): тип сообщества с властным, материальным и социально-психологическим, личностным доминированием женщин.

Межразрядные коэффициенты - показывают во сколько раз оплата определённого разряда выше оплаты первого, минимального разряда.

Месть - отсроченная агрессия, в психологическом смысле - это процесс освобождения от накопленного страха, в моральном - «торжество справедливости». Освобождение от накопленного страха – наиболее важная, востребованная и желанная эмоция. Именно поэтому месть сопровождается такими острыми, высокоценными, позитивно окрашенными эмоциональными переживаниями.  

Методы измерения ассоциаций – выделяются три метода: 1. Метод свободных ассоциаций – в этом случае используется вопрос следующего типа: «С чем или кем у вас ассоциируется этот предмет (стимул)?» 2. Метод направленных ассоциаций – используется вопрос типа: «С каким фруктом у вас ассоциируется этот стимул?», «С каким сказочным персонажем ассоциируется у вас этот человек?» 3. Метод контролируемых ассоциаций – здесь используется конструкция вопроса типа: «В какой мере этот стимул у вас ассоциируется с яблоком?» Методы измерения ассоциаций обладают высокой надежностью, повторяемостью результата.

Методы социологического исследования – специфических методов социологического исследования не существует, под этим выражением понимают: 1. Методы измерения, сбора социологической информации. 2. Методы анализа полученной информации. 3. Различные социальные концепции и модели. См. Исследование социологическое.

Миф – в широком смысле, это любая информация, которая приобретает в определенной группе статус мифа, то есть имеет ценностное, сакральное, консолидирующее и т.п. значение. Мифом может быть не проверенная, не подтверждённая информация, в течение некоторого времени популярная в определённой группе и воспринимаемая ею как истинная, достоверность которой группа не может или не хочет проверять.

Мнительность - склонность человека подозревать и тяжело переживать о том, что поведение окружающих, события и обстоятельства жизни будто бы имеют для него отрицательный смысл, направлены против него, наносят ему ущерб

Мобилизация группы – это процесс актуализации представлений, идеологий и настроений, активизации действий ее членов, направленных на сохранение, увеличение ресурсов группы.

Монохронные и полихронные культуры – в теории Эдварда Холла различия в сообществах, обусловленные характером преобладающего восприятия времени. Его концепт может быть истолкован следующим образом. Монохронность есть ориентация членов сообщества на одно «объективное» астрономическое время, привязка своего поведения к одному эталону длительности («секунде»). Полихронность это ориентация на «субъективное» социальное время, то есть привязка своего поведения к длительностям нескольких эталонных социальных и социально-значимых процессов. 

Мотивы поведения, деятельности — это ресурсы (власть, деньги, комфорт и т.д.), стремление получить или сохранить которые обусловливает поведение субъекта. Иначе говоря, мотив — это ресурс, детерминирующий определённое поведение субъекта.  

Мобильность профессиональная – см. Профессиональная мобильность

Мобильность социальная – см. Социальная мобильность

Мобильность трудовая, мобильность рабочей силы (англ. labor mobility)  – см. Трудовая мобильность

Мотивация - процесс, составленный двумя элементами: 1. превращения стимула в мотив, (возникновения мотива); 2. поведения под влиянием мотива.

Мотивация трудовая, мотивы труда  –  стремление субъекта сохранить или умножить свои ресурсы посредством трудового поведения. (вариант шкалы онлайн

Мотивировка поведения - есть попытка рационального объяснения человеком собственного, в том числе иррационального (рефлекторного), бессознательного по своей изначальной природе, поведения. 

Мы-группа (we-group) – группа, к которой относит себя некая совокупность лиц. Мы-группа противопоставляется они-группе.

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru