Журнал "Социальные исследования"

О ЖУРНАЛЕ АРХИВ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования».

 

 

П

 

Партия политическая – группа, осуществляющая поведение, направленное на получение, удержание, усиление власти, с целью: 1 реализации желаемых концептов и практик распределения властных, материальных, морально-психологических и иных ресурсов; 2. реализации личных желаний - обогащение, удовлетворение личных амбиций и т.д.

Пассионарность, доминантность группы - это ее свойство увеличивать свою численность и ресурсы (включая территорию), при готовности членов группы к жертвам ради увеличения общих ресурсов сообщества. 

Патернализм – (от лат. paternitas – отцовство) – идеология и практика организации сообщества, в котором организацией производства и распределением властных и материальных ресурсов, благ, руководит доминант, властвующая группа, опекающие субдоминантов, несущие ответственность за их благосостояние. При этом патернализм подразумевает высокий уровень взаимодействия и взаимопомощи между членами сообщества. Патернализм отчасти является основой левацкой идеологии и практики, концепта «социальной ответственности бизнеса» и т.д.

Патосоциология – исследует массовые психозы, деликвентные формы группового поведения.

Патриархат (от греч. pater – отец, arche - власть): 1. Тип сообщества с властным, материальным и социально-психологическим, личностным доминированием мужчин. 2. Архаичный тип организации сообщества.

Патриотизм группы можно определить как специфическую групповую установку – систему представлений, настроений и действий членов группы, направленную на сохранение и увеличение ее совокупных ресурсов. Под пассивным, оборонительным патриотизмом можно понимать установку на сохранение ресурсов, под активным, наступательным – установку на увеличение ресурсов.

Первичные объекты измерения (в отличие от конечного) – "это отдельные респонденты, через измерение их свойств измеряются свойства изучаемой группы (выборки)".

Переворот государственный, политический – силовой захват государственной власти одной политической группировкой, с отстранением от власти правящей группировки, в рамках одного правящего класса, без изменения социально-политического строя. См. также: Революция социальная.

Поведение - в современной социологии, как правило, слово поведение используется в самом общем смысле как любая реакция, пассивная или активная, действие или бездействие, фиксируемые социологическими методами измерения. Ранее в социологии обсуждалось различие понятий: поведение – деятельность – действие – поступок. Поведение – наиболее общая характеристика активности, деятельность – более конкретная, а действие и поступок – понятия, отражающие нормативную активность, содержащие элемент социальной оценки. Поведение рассматривалось как понятие, охватывающее все формы активности, деятельность – более конкретные, действия – как сознательная деятельность, поступок – как осознанный общественно значимый акт. В социологии различение понятий поведение, деятельность и т. д. во многом утратило свою актуальность, т. к. она изучает поведение больших групп, понятия поведения и деятельности используются больше как синонимические.

Поведение групповое – это скоординированные действия группы лиц, направленные на сохранение и увеличение совокупных ресурсов. Групповое поведение – это всегда ресурсное поведение. 

Поведение политическое - это действия, связанные с получением (удержанием, увеличением) и использованием власти.  

Поведение половое субдоминантное - отказ от конкуренции в борьбе за полового партнёра и удовлетворение половой потребности биологически неадекватными стимулами, либо прекращение полового поведения. 

Поведение репродуктивное - поведение субъекта, направленное на биологическое (физиологическое), психологическое и социальное воспроизводство популяции. 

Поведение репродуктивное доминантное - поведение, ориентированное на максимальную рождаемость. 

Поведение репродуктивное субдоминантное - ориентировано на снижение числа детей или отказ от них. 

Поведение ресурсное – это поведение субъекта, направленное на сохранение и увеличение своих ресурсов (см.).

Поведение социальное – поведение, реализуемое в рамках того или иного типа взаимодействия индивидов.

Поведение экономическое - поведение, детерминированное экономическими стимулами, сюда относятся трудовое (инвестиционное) и потребительское поведение в той их части, которая связана с такими факторами, как зарплата, цена, рента, прибыль. Другими словами, экономическая социология изучает поведение больших социальных групп, связанное с получением и использованием денег и иных активов.

Поведение электоральное - поведение, направленное на выбор вождя (лидера), группы (партии) и/или определённого социального порядка. Электоральное поведение в своей генетической основе рефлекторно, потому, во многом, иррационально.  

Позиционирование - 1) определение позиции товара на рынке, т.е. решение проблемы, какой образ товара, какому сегменту рынка будет транслироваться; 2) процесс /результат трансляции созданного образа товара потребителям выделенного сегмента рынка.

Позиционирование ценовое — определение того, в каком месте, какого ценового сегмента, планируется «выставить» товар.  

Политизация: 1. Вовлечение, усиление включенности субъекта в сферу политического поведения, идентично понятию Социализация политическая (см.). 2. Придание событиям, обстоятельствам политического звучания, нахождение в них политической мотивации, политического контекста, активизация подобных процессов.

Политика (politics) – управление, направленное на реализацию определенных принципов и целей в производстве и распределении всех возможных ресурсов – властных, материальных, экономических, духовных, моральных, психологических благ. По сферам управления могут выделиться экономическая, социальная, культурная и т.п. политики.

Политика социальнаяуправление, направленное на: 1. развитие социальных сфер, таких как образование, здравоохранение, культура; 2. перераспределение ресурсов в пользу лиц с низким, недостаточным доходом. Может осуществляться как в интересах сообщества, так и в популистских целях.

Поп-социология – «популярная социология», то есть социология, изначально предназначенная «для развлечения публики», в частности, опросы, проводимые для публикации в СМИ, с целью привлечения большего внимания.

Популярность – показатель, отражающий восприятие человека определенной группой, может быть операционально описан как составленный следующими индикаторами, рейтингами: 1) известность, 2. личная привлекательность. Популярность связана с харизмой (см.).

Потребности: 1. программы поведения, направленные потребление ресурсов субъектом; 2. желания совершать определённые действия (кушать, обладать какой-либо вещью и проч.).  

Потребность в аффилиации - потребность реализовывать групповые (стадные) рефлексы (рефлекс групповой идентификации, коммуникативный рефлекс, рефлексы следования за группой, подражания, альтруизма). Сюда входит потребность быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам группы и принимать её от них и т. д.

Потребность в вожде (в «отце» - по Фрейду) - потребность в реализации (социального) рефлекса субдоминирования (подчинения) и рефлекса следования за вождём.

Потребность в детях - это программы репродуктивного поведения, направленные на получение различных видов репродуктивных ресурсов. Потребность в детях представляет собой функционально связанную совокупность следующих потребностей: в поло-видовой идентификации, коитусе, оплодотворении, беременности, родах, лактации, защите потомства, кормлении, уходе, специфическом психологическом комфорте, постнатальной репродуктивной коммуникации, реализации социальных норм, регулирующих репродуктивное поведение (в том числе и количество детей). 

Предмет измерения – это исследуемые свойства объекта измерения. В социологии измеряются следующие параметры свойств: а) наличие определённого свойства, б) соотношение величин свойства, в) величины свойства.

Предмет исследования в социологии: свойства социологических групп, особенности и закономерности их поведения.

Представление о собственной исключительности - атрибутивное свойство всякого сознания, в том числе группового.

Престиж – субъективная оценка количества ресурсов у определённого субъекта (индивида или группы). «Престиж, - указывает П. Ф. Лазарсфельд, - есть чувство уважения и зависти, которое испытывают по отношению к данному лицу другие» [Лазарсфельд П. Ф. Измерение в социологии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С. 136].

Претест рекламы (англ. advertising pretest), - предварительное (до начала рекламной кампании) тестирование рекламных обращений.

Прогресс социальный - см. Социальный прогресс

Проективные методики – методы сбора информации, при которых исследователь предъявляет испытуемому многозначные стимулы (неопределенные ситуации), подразумевающие множество вариантов реагирования. Задача испытуемого – интерпретировать как-либо стимул и отреагировать на него в соответствии с заданием. Особенности истолкования стимула и варианты реагирования на него испытуемым и являются информацией получаемой данными методами. К проективным методам относят тест Роршаха, тест неоконченных предложений, истолкование сюжетных картинок, рисуночные тесты, истолкование неопределенных очертаний.

Промискуитет – гипотеза о существовании в процессе развития Homo Sapiens стадии неупорядоченных половых сношений. Гипотезу следует признать необоснованной, т.к. подобные отношения невозможны в сообществах с иерархией, где распределение ресурсов, в том числе и половых, подчиняется правилам доминирования – субдоминирования.

Профессиональная мобильность (англ. occupational mobility) – изменение субъектом своей профессии, одна из форм Социальной мобильности (см.).

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru