О ЖУРНАЛЕ АРХИВ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования».

 

 

Р

 

Распределение ранг-размер (ранговое распределение) – распределения, в котором частота первого по рангу свойства в определённой прогрессии превышает частоту следующих по рангу свойств.

Ребрендинг — «обновление бренда», изменение концепции позиционирования и продвижения товара, с последующим возможным созданием новой или обновлением (редизайном, рестайлингом) прежней товарной марки (марочного имени, марочного знака) и/или упаковки.  

Ревность – в общем случае это эмоции конкурентного поведения: 1. совокупность переживаний, связанных со страхом, что другие, конкурирующие, субъекты могут завладеть желаемым ресурсом; 2. совокупность переживаний, связанных с желанием владеть ресурсом другого лица, рассматриваемого как конкурент (близко к зависти).
В случае с половой ревностью речь идет о таких поло-репродуктивных ресурсах как желаемый половой, брачный партнер, совместные дети.

Революция политическая – характеризуется тремя факторами: 1. происходит в короткий период времени; 2. государственная власть переходит от одной социальной группы к другой; 3. осуществляется переход от одного концепта распределения властных и материальных ресурсов к другому. Само себе слово "революция" не подразумевает способа совершения подобного перехода.
Следует отличать от Государственного переворота (см.), при котором власть насильственным образом, в нарушение существующих законов, переходит от одной группы к другой, в рамках одной правящей группы, класса, без изменения концепта распределения властных и материальных ресурсов.

Редизайн, рестайлинг — обновление дизайна товара, товарной марки («логотипа»), фирменного стиля, упаковки.  

Реклама - все различные «платные» способы побуждения к покупке товара, услуги и, с некоторыми оговорками, - пропаганда определённых стандартов потребления.

Реклама косвенная - пиар, так называемое «размещение продукта» (product placement), т.е. кажущиеся бесплатными формы продвижения товара.

Реклама прямая - создании и размещении на рекламоносителях различной модальности (СМИ, «наружка» и проч.) специальных побуждающих обращений.

Реклама социальная - реклама идей общественно-полезного характера, предположительно оказывающая положительное воздействие на морально-психологическое, социальное, политическое и экономическое состояние общества. Задача социальной рекламы — направлять социальное поведение народных масс в позитивное русло, пропагандировать модели социально желаемого поведения. В социальной рекламе можно выделить следующие основные взаимосвязанные темы (направления): 1. Борьба с пороками и опасностями, предотвращение катастроф или нежелательных последствий; 2. Декларация, пропаганда благих целей, ценностей и определенного образа жизни; 3. Призывы к созиданию; 4. Социальная психотерапия. 

Рекламная цивилизация - общество, в котором реклама является главным системообразующим фактором, одновременно становым хребтом и предметом культа.

Рекламный стимул – рекламное обращение любой модальности, товарная упаковка (тара), товарный знак, промо-материалы и другие инструменты продвижения фирмы, товара /услуги.  

Рекламный тип побуждения к труду – реализуется через культивацию и пропаганду определённого жизненного стандарта и уровня потребления. 

Рекламоноситель – вид, форма транслятора (носителя) рекламного обращения, например: щит, плакат, телевизор, радио, раздаточная листовка, баннер, дворовая доска объявлений и т.д.  

Рекламоспособность товарной марки (товарного знака), товарной упаковки – это способность выполнять функции товарной и корпоративной рекламы, то есть стимулировать спрос на продукт, формировать и продвигать позитивный имидж фирмы.

Рекламы эффективность - это её способность стимулировать спрос на продукт и формировать положительный имидж фирмы. 

Религиозная социализация – процесс включения индивида в систему религиозного поведения: 1. усвоение содержания религиозной идеологии и мифологии определенной религиозной группы; 2. возникновение и усиление религиозных чувств; 3. реализация религиозного поведения, исполнение обрядов.

Религиозность - включенность в религию; мера того, насколько индивиду свойственны (присущи) религиозные представления, чувства и поведение. (онлайн тест)

Религия: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений, и действий. Представления образуют мифологический элемент религии, настроения относятся к области религиозного чувства, а действия - к области религиозного поклонения или, как говорят иначе, культа» [Плеханов Г. В. О религии // Соч. Т. 17. М.: Госиздат. С. 197].  

Релизеры социальные - стимулы (раздражители), запускающие (включающие) социальные рефлексы и стимулирующие определённые формы социального поведения. В качестве таких пусковых (ключевых) стимулов могут выступать морфологические признаки, действия типа принятия определённой позы и т. п.

Репрезентативность выборки - её свойство точно отражать распределение исследуемых признаков в генеральной совокупности.

Репрезентативность результатов опроса - это ситуация, когда совпадает распределение ответов на отдельный вопрос в выборочной и генеральной совокупностях. 

Репрессии, в широком смысле, – это любое понуждение к определенному поведению, реализуемое посредствам угрозы наказания за невыполнение этого поведения. Можно выделить следующие виды репрессий: моральные, психологические, административные, экономические, гражданско-правовые, уголовные, силовые. Каждый из видов репрессий обладает соответствующими методами наказаний за отказ реализовывать предписанное поведение.

Репродуктивная импотенция – см. Импотенция репродуктивная.

Репродуктивное поведение - поведение субъекта, направленное на биологическое (физиологическое), психологическое и социальное воспроизводство популяции. 

Репродуктивный цикл - совокупность репродуктивных действий, связанных с полным биологическим, психологическим и социальным воспроизводство отдельного индивида. Воспроизводство может считаться полным, когда индивид вводится в заключительную стадию активной фазы трудовой социализации (начало трудовой деятельности).

Ресурсы – это все возможные властно-статусные, материальные, экономические и духовные (моральные, психологические) Блага (см.), то есть все объекты, свойства, обстоятельства, обладание и пользование которыми вызывает у субъекта позитивные чувства разных модальностей – комфорт, удовольствие, удовлетворение и т.д. Например, в случае с «чистой группой», ресурсом может быть психологический комфорт, получаемый от «чистого общения» (по Георгу Зиммелю).

Референтная группа (англ. reference group): 1. Совокупность лиц, мнения и оценки которых являются значимыми для субъекта, корректируют и формируют его картину мира, влияют на его поведение. Такая влияющая группа формально не обязательно является группой, она может состоять из незнакомых другу-другу лиц, возникает в психике субъекта. 2. Реальная или формальная группа, с которой субъект себя соотносит.

Рефлекс социальный - спонтанная, слабо контролируемая сознанием, или бессознательная, социальная (то есть направленная на реализацию групповых связей и отношений) поведенческая реакция на определённые общественные обстоятельства. Потребности проявляются в форме тех или иных интенций, рефлексов (половых, пищевых и др.), а сознание («рациональное начало») помогает субъекту их более эффективно реализовывать. То есть не рефлексы обслуживают сознание, а сознание обслуживает рефлексы (потребности). Сознание - это механизм, оптимизирующий реализацию рефлексов, потому рационализация нашего поведения ограничена - в своём поведении человек не может выйти за пределы рефлекса (не может полюбить или разлюбить по своему разумению, радоваться печальному событию и вдохновенно заниматься нелюбимым, хотя и «нужным» делом).  

Риск – возможность получения негативного результата, возникновения негативных последствий при реализации определенного поведения, при совершении определенных действий. (онлайн шкала склонности к риску Шуберта)  

Роль социальная: 1. Совокупность и социальная значимость функций реализуемых субъектом (индивидом или группой). 2. Особенности поведения, предписанные субъекту, ожидаемые от субъекта, обладающего определенным социальным статусом. 3. Значимость влияния некоторого фактора на жизнь людей.

 

 

 

Наверх  

 

На главную 

 

Рейтинг@Mail.ru