Журнал "Социальные исследования"

О ЖУРНАЛЕ АРХИВ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования».

 

 

Р

 

Распределение ранг-размер (ранговое распределение) – распределения, в котором частота первого по рангу свойства в определённой прогрессии превышает частоту следующих по рангу свойств.

Ребрендинг — «обновление бренда», изменение концепции позиционирования и продвижения товара, с последующим возможным созданием новой или обновлением (редизайном, рестайлингом) прежней товарной марки (марочного имени, марочного знака) и/или упаковки.  

Ревность – в общем случае это эмоции конкурентного поведения: 1. совокупность переживаний, связанных со страхом, что другие, конкурирующие, субъекты могут завладеть желаемым ресурсом; 2. совокупность переживаний, связанных с желанием владеть ресурсом другого лица, рассматриваемого как конкурент (близко к зависти).
В случае с половой ревностью речь идет о таких поло-репродуктивных ресурсах как желаемый половой, брачный партнер, совместные дети.

Революция социальная – «Переход государственной власти из рук одного класса в руки другого класса» (В. И. Ульянов), сопровождающийся сменой концепции и практики распределения властных и материальных ресурсов. Следует отличать от Государственного переворота (см.), при котором власть переходит от одной группы к другой в рамках одного правящего класса.

Редизайн, рестайлинг — обновление дизайна товара, товарной марки («логотипа»), фирменного стиля, упаковки.  

Реклама - все различные «платные» способы побуждения к покупке товара, услуги и, с некоторыми оговорками, - пропаганда определённых стандартов потребления.

Реклама косвенная - пиар, так называемое «размещение продукта» (product placement), т.е. кажущиеся бесплатными формы продвижения товара.

Реклама прямая - создании и размещении на рекламоносителях различной модальности (СМИ, «наружка» и проч.) специальных побуждающих обращений.

Реклама социальная - реклама идей общественно-полезного характера, предположительно оказывающая положительное воздействие на морально-психологическое, социальное, политическое и экономическое состояние общества. Задача социальной рекламы — направлять социальное поведение народных масс в позитивное русло, пропагандировать модели социально желаемого поведения. В социальной рекламе можно выделить следующие основные взаимосвязанные темы (направления): 1. Борьба с пороками и опасностями, предотвращение катастроф или нежелательных последствий; 2. Декларация, пропаганда благих целей, ценностей и определенного образа жизни; 3. Призывы к созиданию; 4. Социальная психотерапия. 

Рекламная цивилизация - общество, в котором реклама является главным системообразующим фактором, одновременно становым хребтом и предметом культа.

Рекламный стимул – рекламное обращение любой модальности, товарная упаковка (тара), товарный знак, промо-материалы и другие инструменты продвижения фирмы, товара /услуги.  

Рекламный тип побуждения к труду – реализуется через культивацию и пропаганду определённого жизненного стандарта и уровня потребления. 

Рекламоноситель – вид, форма транслятора (носителя) рекламного обращения, например: щит, плакат, телевизор, радио, раздаточная листовка, баннер, дворовая доска объявлений и т.д.  

Рекламоспособность товарной марки (товарного знака), товарной упаковки – это способность выполнять функции товарной и корпоративной рекламы, то есть стимулировать спрос на продукт, формировать и продвигать позитивный имидж фирмы.

Рекламы эффективность - это её способность стимулировать спрос на продукт и формировать положительный имидж фирмы. 

Религиозная социализация – процесс включения индивида в систему религиозного поведения: 1. усвоение содержания религиозной идеологии и мифологии определенной религиозной группы; 2. возникновение и усиление религиозных чувств; 3. реализация религиозного поведения, исполнение обрядов.

Религиозность - включенность в религию; мера того, насколько индивиду свойственны (присущи) религиозные представления, чувства и поведение. (онлайн тест)

Религия: «Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений, и действий. Представления образуют мифологический элемент религии, настроения относятся к области религиозного чувства, а действия - к области религиозного поклонения или, как говорят иначе, культа» [Плеханов Г. В. О религии // Соч. Т. 17. М.: Госиздат. С. 197].  

Релизеры социальные - стимулы (раздражители), запускающие (включающие) социальные рефлексы и стимулирующие определённые формы социального поведения. В качестве таких пусковых (ключевых) стимулов могут выступать морфологические признаки, действия типа принятия определённой позы и т. п.

Репрезентативность выборки - её свойство точно отражать распределение исследуемых признаков в генеральной совокупности.

Репрезентативность результатов опроса - это ситуация, когда совпадает распределение ответов на отдельный вопрос в выборочной и генеральной совокупностях. 

Репрессии, в широком смысле, – это любое понуждение к определенному поведению, реализуемое посредствам угрозы наказания за невыполнение этого поведения. Можно выделить следующие виды репрессий: моральные, психологические, административные, экономические, гражданско-правовые, уголовные, силовые. Каждый из видов репрессий обладает соответствующими методами наказаний за отказ реализовывать предписанное поведение.

Репродуктивная импотенция – см. Импотенция репродуктивная.

Репродуктивный цикл - совокупность репродуктивных действий, связанных с полным биологическим, психологическим и социальным воспроизводство отдельного индивида. Воспроизводство может считаться полным, когда индивид вводится в заключительную стадию активной фазы трудовой социализации (начало трудовой деятельности).

Ресурсы – это все возможные материальные, экономические и духовные (моральные, психологические) Блага (см.), то есть все объекты, свойства, обстоятельства, обладание и пользование которыми вызывает у субъекта позитивные чувства разных модальностей – комфорт, удовольствие, удовлетворение и т.д. Например, в случае с «чистой группой», ресурсом может быть психологический комфорт, получаемый от «чистого общения» (по Георгу Зиммелю).

Рефлекс социальный - спонтанная, слабо контролируемая сознанием, или бессознательная, социальная (то есть направленная на реализацию групповых связей и отношений) поведенческая реакция на определённые общественные обстоятельства. Потребности проявляются в форме тех или иных интенций, рефлексов (половых, пищевых и др.), а сознание («рациональное начало») помогает субъекту их более эффективно реализовывать. То есть не рефлексы обслуживают сознание, а сознание обслуживает рефлексы (потребности). Сознание - это механизм, оптимизирующий реализацию рефлексов, потому рационализация нашего поведения ограничена - в своём поведении человек не может выйти за пределы рефлекса (не может полюбить или разлюбить по своему разумению, радоваться печальному событию и вдохновенно заниматься нелюбимым, хотя и «нужным» делом).  

Риск – возможность получения негативного результата, возникновения негативных последствий при реализации определенного поведения, при совершении определенных действий. (онлайн шкала склонности к риску Шуберта)  

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru