Журнал "Социальные исследования"

О ЖУРНАЛЕ АРХИВ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

 

 

 

Ильясов Ф. Н. Словарь социальных исследований. Приложение к журналу «Социальные исследования».

 

 

А

 

Агрессия – крайняя форма конкуренции, поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов в свою пользу, связанное с причинением ущерба другому субъекту.

Адаптация социальная – проявление способности субъекта, индивида или группы, получать определенный объем социально обусловленных ресурсов в условиях некоторого сообщества.
Под социальной адаптацией также может пониматься процесс приспособления субъекта (индивида или группы) к изменяющимся или новым, в том числе природным, обстоятельствам при помощи социальных средств.
Социальная адаптация индивида может состоять как из процессов «механического» приспособления к принимающей группе, так и из полного или частичного вхождения в нее посредством процесса ре-социализации: ориентации в структуре группы, понимании особенностей взаимоотношений в ней, узнавания и принятия, усвоения ее норм и ценностей, языка, культуры, и т.д.
Низкая социальная адаптация обозначает малый объем получаемых ресурсов. Объективные показатели успешности социальной адаптации: доход и должностной, властный статус, престижность занимаемой социальной позиции, восприятие субъекта членами принимающей группы как одного из своих членов. Субъективные показатели успешности адаптации: степень восприятия себя членом принимающей группы, оценка привлекательности этой группы, желание – нежелание сменить принимающую группу, и т.п. Лица с низкой социальной адаптацией склоны поддерживать идеи перераспределения ресурсов.

Аддикции (зависимости) – это поведенческие девиации и расстройства, проявляющиеся в навязчивом, необоримом желании реализовывать определённый тип поведения. Аддикция характеризуется снижением или утратой силы воли, не способностью контролировать своё поведение. Различают химические аддикции (алкоголизм, наркомания и др.) и поведенческие (трудоголизм, гемблинг, сексоголизм, шопоголизм и проч.).

Актор – то же, что Актёр, социальный актёр (см.).

Аккультурация (англ. Acculturation): 1. Прямое или опосредованное взаимодействие между группами, имеющими разные культуры. Аккультурация может происходить в формах не влияющего взаимодействия, кооперации, интеграции, ассимиляции. В качестве групп могут выступать этнические, возрастные и проч. В случае с возрастными группами процесс аккультурации может называться Социализацией (см.). 2. Приспособление иммигрантов к культуре принимающей страны. См.: Адаптация социальная.

Актёр, социальный актёр (англ. actor, social actor): 1. Субъект, поведение которого подразумевает выполнение определенной (социальной) роли. 2. То же, что Субъект (см.).

Альтруизм – оказание помощи другим людям, жертвуя, в той или иной мере, своими ресурсами.

Амбивалентность – наличие у субъекта одновременно положительных и отрицательных оценок, установок, чувств по отношению к одному объекту.

Анархизм, анархо-синдикализм - концепт распределения и перераспределения властных и материальных ресурсов первичными сообществами производителей (синдикатами), при отсутствии властной иерархии и верховной (государственной) власти.

Анкета – инструмент сбора первичной социологической информации, представляет собой совокупность вопросов, отражающих предмет, цели исследования. Анкета может быть на бумажных или электронных носителях, а также вопросы могут задаваться интервьюером по памяти.

Анкетирование аудиторное – метод сбора социологической информации, при котором группу респондентов собирают в каком-либо помещении, раздают анкеты, проводят инструктаж и просят самостоятельно заполнить анкеты, отвечая на возможные уточняющие вопросы респондентов во время заполнения.

Артефакт исследовательский – искусственно созданный факт, результаты, получаемые исследователем в результате собственного влияния.

Архетипы поведения (архитипическое поведение) - типы поведения, свойственные биологическим предкам человека, предположительно сохранившиеся в генетике (наследственности) человека и проявляющиеся специфическим образом в современных социальных условиях. Например, архетипы поло-репродуктивного поведения [подробнее см.: Ильясов Ф.Н. Архетипы поло-репродуктивного поведения и конфликт западноевропейской и азиатской цивилизаций // Человек», 2005, №2. С. 113-120.].

Ассоциации, измерение - см. Методы измерения ассоциаций

Атрибутивная шкала – обладает только одним делением, измеряющим наличие лишь одного свойства.

Аудит бренда - 1) аудит качества товарной марки, марочного имени; 2) аудит продвинутости товарной марки, измерение сложившегося имиджа марки. 

Аут-группа (out-group) – то же, что Они-группа (см.), т.е. группа внешняя, иная, в восприятии членов данной группы.

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru